МИЛЛИОННОМУ ГОРОДУ МИЛЛИОН НОВОСТЕЙ!
Ваш браузер IE устарел и может не корректно отображать функционал сайта.
Просьба, замените его на другой!!!

Главная НОВОСТИ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО Волжский Афон

Волжский Афон

Винновка – село на берегу Волги на юге Самарской Луки (в 32 км от Самары). До недавнего времени мало кто знал об этом местечке, где в основном селились дачники. Да и сейчас еще для многих станет откровением, что в каком-то часе езды от Тольятти находится уникальный объект православного храмостроения – Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери. На Волжском берегу высится белоснежный храм, вокруг которого выстроен монастырский комплекс. Здесь живет и молится монастырская братия. Стекаются паломники и туристы, чтобы побывать в этом величественно красивом и вместе с тем умиротворяющем месте — Волжском Афоне.

Дважды рожденный

От Тольятти до Винновки ехать недолго. Трасса М-5 в сторону Сызрани. Затем поворот в сторону Ширяево, минуя тольяттинскую птицефабрику, поворачиваем направо. По пути проезжаем деревни Сосновый и Березовый Солонец, Осиновку и упираемся в Винновку.  Первое упоминание об этом поселении относится к XVII веку в описании дворцовых сел Самарского уезда. В источниках также именуется село Богородское. Последнее название связано с престолом местной церкви, а существующее – с речкой (ключом в овражной долине) Винной. По одной из версий, у подножия Давыдовой горы (самая высокая точка винновских гор, высота которой 110 метров) один из местных жителей построил маленький винокуренный заводик. Промысел оказался выгодным. В честь этого предприятия село и получило свое название, хотя сама винокурня закрылась в конце XVIII века.

Большинство храмов в Самарской области были построены в середине XVIII века, когда эти земли входили в состав тогдашней Симбирской губернии и были отписаны Екатериной Второй графу Алексею Орлову. В 1807 году Винновку унаследовала его дочь — княгиня Анна Орлова-Чесменская. Именно при ней и был построен каменный храм Казанской иконы Божией Матери, чудесным образом сохранившейся до наших дней. С него мы и начинаем наше знакомство с Волжским Афоном.

Белоснежный храм с золотыми куполами Богородичной синей кровлей хорошо виден со стороны реки и сегодня радует глаз туристов, проплывающих мимо на теплоходах. Но так было не всегда. В 30-е годы XX века церковь иконы Казанской Божией Матери в селе Винновка была разграб-лена. Полностью разрушить храм у безбожников не получилось, но на многие десятилетия он пришел в запустение. Кресты на куполах не были сбиты, а лишь погнуты, когда их пытались стащить тракторами. Стремились хоть как-то  уберечь церковь от полного разрушения художники: они стали селиться в этих живописных местах годов с пятидесятых, покупая дома гибнущего села под творческие дачи.

Возрождение храма пришлось на начало нового тысячелетия. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вместе с Константином Титовым, занимавшим в то время пост губернатора области, приняли решение о восстановлении разрушенного храма. Когда велись реставрационные работы, глава Самарской епархии пришел к выводу, что если построить здесь монастырь, то жизнь вернется и в Винновку. Владыка сумел убедить в этом К.А. Титова. 21 июля 2005 года, в день, когда Православной церковью чтится Казанская икона Божией Матери, в Винновке была отслужена Божественная литургия. В храме вновь начались богослужения. И именно в этот день было принято совместное решение власти и церкви о строительстве Свято-Богородичного мужского монастыря Казанской иконы Божией Матери.

Заходим в восстановленный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Ему почти 150 лет. И именно он стал отправной точкой в строительстве всего монастырского комплекса. Деревянный резной иконостас был расписан заново, выполнен в древнерусской традиции. Иконы отсвечивают золотым фоном, на котором написаны лики Спасителя, Богородицы, пророков и святых. Стены украшены фресками.

Основная икона в монастыре — икона Казанской Божией Матери. Рядом с ней – мощевик, в котором хранятся частички святых нетленных мощей. Приложившись к нему, можно получить помощь от святых угодников, среди имен которых нахожу святого Илью Муромца, того самого былинного богатыря. Есть частичка мощей и равноапостольной Марии Магдалины. 

– Здесь практически вся Киево-Печерская лавра, — указывая на мощевик, говорит иеродьякон Киприан. Он сопровождает нас во время знакомства с монастырем. Узнаем, что в храме есть и частичка мощей святителя Николая Мирликийского – это мировая христианская святыня, которую в храм недавно привез владыка Сергий. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий является настоятелем Свято-Богородичного мужского монастыря. 

Интересный элемент в интерьере этого храма — наличие стасидий. Очень удобное монашеское изобретение, которое позволяет в разных положениях (сидя, полусидя, стоя) выстоять очень продолжительные службы. Это афонская традиция, где в монастырях всенощные бдения начинаются в 8–9 часов вечера и заканчиваются в 7 утра. Ежедневно выстаивать на ногах такое количество времени — крайне трудно. Отдельно стоит архиерейская стасидия. Она предназначена для владыки, когда он приезжает в монастырь и ведет службы.

К слову, воспользоваться ими может любой желающий. 

Как только началось строительство монастыря, село (где в основном живут дачники) начало оживать буквально на глазах. Предприимчивые сограждане стали приобретать здесь участки и строить большие дорогие дома, появились магазинчики, провели газ. Если до строительства монастыря участок с домом-развалюхой стоил 50 тысяч рублей, то сейчас, когда появилась дорога, электричество, газ, вода, а самое главное – уникальный духовный комплекс, цена земли здесь выросла в 100 раз!

Обитель

Монастырский комплекс выглядит весьма внушительно. Общая площадь его застройки 25 600 кв. метров. Архитектурный проект обители подготовил известный самарский архитектор Юрий Харитонов. По его проектам построены храмы не только в России, но и в других православных странах. Работая над архитектурным проектом монастыря, Юрий Иванович провел большую исследовательскую работу – побывал в Греции, в православных Балканских странах, в Турции, там, где были знаменитые города Византийской империи. Вместе с владыкой Сергием несколько раз был на святой земле Афона, где размещены греческие, сербские, русские православные монастыри. Было решено создать на самарской земле монастырь подобно Афонским, но не точную копию, а свой – Волжский – Афон.

Комплекс спроектирован так, что можно попасть из любой части монастыря в любую другую, не выходя из помещений во двор. Монастырские постройки не закрывают друг друга — учтены перепады рельефа. Завершение окон — арочное, что тоже в афонской, монашеской традиции. Арки словно повторяют рисунок склонов гор, опускаются вниз, как речная волна.

Идея архитектора построить колокольню в виде маяка делает Казанский монастырь особенным, ни на какой другой непохожим. Благодаря высокой колокольне, каменному береговому укреплению, массивным вратам и стене комплекс выглядит мощным и надежным, как и должна выглядеть настоящая обитель, духовный маяк.

Наверное, это единственный монастырский комплекс такого масштаба в современном храмостроительстиве России. По сути этот монастырь уже стал лицом Самарской епархии и визитной карточкой православных объектов области. Средства на строительство комплекса выделило правительство Самарской области. Строительство взяла на себя группа компаний «Волгатрансстрой» во главе

с генеральным директором В.В. Сониным. За 7 лет с момента начала строительства комплекс сейчас практически достроен.

Основной строительный материал — камень, металл, дерево. Никаких заменителей и имитации — все естественное, как в древних монастырях. И внутри помещений все сделано в традициях монастырского зодчества. Проморенное дерево, кованные решетки и другие детали будут создавать монастырский настрой. Сейчас завершаются работы по благоустройству монашеского корпуса, идет обустройство библиотеки и роспись храмов монастыря. 

Заходим в один из них. Храм преподобного Сергия Радонежского был освящен год назад. Это трапезный храм. Как правило, они находятся только при монастырях. В нем, помимо служб, могут проводится трапезы в большие церковные праздники.

Переходим в следующий храм (всего их в монастырском комплексе 4, в 2 из которых уже ведутся службы). Братский храм в честь святой Троицы. В нем будет молиться только монашеская братия. Внутреннее обустройство этого храма – особенное. Здесь возводится мраморный престол с иконостасом, подобные тем, что возводили в первые века христианства. Сейчас их можно встретить в основном в кафедральных соборах, где на службы приходит много людей. Также здесь поставят стасидии для монахов, песнопения будут производиться со специальной площадки, с которой мы сейчас фотографируем.

           

Храмы быстро не расписывают

В настоящий момент идет роспись храма, которая началась в прошлом году. Практически все храмы в монастырском комплексе расписывает художник Виктор Чемирзов –  известный в Самаре и области изограф, один из старожилов Винновки, который давно приобрел здесь домишко под творческую дачу. Видимо, это Промысел Божий, что именно ему было доверено Владыкой выполнить роспись стен

в храме Казанской иконы Божией Матери, который стал отправной точкой в строительстве Волжского Афона. 

– Роспись начинается с замеров храма, зарисовки его архитектуры, затем продумываются сюжеты и места их размещения, — поясняет нам Виктор Вартанович, которого мы застали за работой. В семейной артели Чемирзова — трое человек. Сейчас Виктор Вартанович расписывает братский храм с сыном и дочерью.

Возможности для творчества есть и в росписи храмов — уверен один из первых самарских художников, который стал заниматься иконописью и росписью стен в храмах. Иконописец должен знать и следовать канонам и традициям росписи, а вот как разместить сюжеты, уже продумывает сам художник, обсуждая их с наместником монастыря и владыкой. Из интересных задумок Чемирзова в росписи братского храма — разместить на двух противоположных стенах сюжеты крещения Спасителя и крещения Руси, соединив эти две картины образом воды. И он неторопливо, обстоятельно, с молитвой исполняет богоугодное дело. Храмы быстро не расписывают.

Еще одно место, которое заслуживает отдельного внимания — колокольня. Ее высота 42 метра. Мы поднимаемся по витым железным лестницам наверх и сначала попадаем в небольшой надвратный храм, который традиционно обустроен в основании колокольни. Семейная артель художника-иконописца Чемирзова сюда пока еще не дошла. Храм не расписан. Зато колокольня функционирует уже года три. Звонница из 13 отлитых на заказ колоколов (12 апостолов и Спаситель). Есть в братии и свой звонарь, который, став монахом, обучается этому непростому ремеслу. С колокольни открывается великолепный вид на монастырь и округу. Ближнее с дороги крыло — гостиница, она уже работает, и в ней могут остановиться паломники. Людей, которые хотели бы обратиться к Богу, здесь ничто не отвлекает от молитвы. Они также могут воспользоваться монастырской трапезной. Весь облик монастыря, его храмов, окружающая природа, в которую они как бы вписаны рукой великого мастера, – все это лечит и благотворно влияет на состояние души. Поэтому и стремятся сюда многие.

Солдаты церкви

Сам монастырь рассчитан на 33 брата. В этом есть определенный христианский символизм: Иисус до распятия прожил в миру 33 года. Сейчас братия в монастыре состоит из 12 человек, среди них – трудники, братья, иеромонахи. Пока они живут в гостиничных номерах, но в самое ближайшее время будет сдан монашеский корпус и, возможно, тогда численность братии пополнится. Если у послушников нет необходимости и послушания выходить за территорию монашеского корпуса, то они могут уединиться на этом братском острове. Все условия для этого созданы.

Кельи занимают 3 этажа, рядом — двухэтажная библиотека, в которую скоро должен состояться переезд, затем снова идут братские кельи. Келья – это внутренний мир монаха, где он может собрать свой ум, сосредоточиться, более усердно помолиться. Телевизора и компьютера здесь, конечно, не может быть по определению. Телефон и радио иметь не запрещается, но очень тяжело преуспевать в монашестве, если остались средства связи с внешним миром. Чем меньше вещей, которые тебя держат в мире, тем больше времени ты отдаешь Богу. Поэтому в монастырях стараются не иметь своего – это общежитие.

День у монаха из братии начинается рано. Подъем в 5–6 часов утра. В 7 часов начинается полуночная молитва, которая переходит в самую главную службу – литургию. Затем в 10 часов легкий завтрак, выполнение послушания (у каждого есть свое определенное, к которому добавляются ежедневные), в 14 – обед, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. Как в армии – все расписано, поэтому монахов и называют солдатами церкви. Три основных столпа у этих солдат церкви – келья, богослужение в храме и послушание. 

Киприан показывает нам свою келью, в которую он совсем недавно переехал. В небольшом коридорчике – синтезатор. Нам нем иеродьякон изучает музыку, поскольку сейчас его основным послушанием является певчее. Профессионального музыкального образования у него нет. Отучился 3 месяца на регентском отделении, когда уже стал монахом. В миру был предпринимателем и, по словам его родных, которые как раз в этот день приехали навестить сына, довольно успешно вел бизнес. Но затем все оставил и лет пять назад ушел в монахи. Спрашиваю у него почему. Он отвечает: «Это трудно объяснить словами, но когда к твоей душе прикоснулся Бог, то начинаешь воспринимать мир совсем по-другому. Знакомые и близкие не могут этого понять. Для них человек, избравший монашество, просто вдруг перестал жить прежней жизнью, в которую они пытаются его вернуть. Но ему уже не интересен этот путь».

– Сегодня монашество отличается не подвигами, а прежде всего – терпением, – продолжаем разговор, но уже с наместником монастыря — иегуменом Аристархом. – Поэтому сейчас подвижником считается тот, кто выполняет все положения и уставы монастырские. Не каждый пришедший в обитель выдерживает монастырский уклад. Монашеский крест – это марафон, быстро рванешь – можешь не дойти.

Так же, как и в мирской жизни.

Юрий Харитонов: отправной точкой стал храм Казанской иконы Божией Матери

Автор проекта Волжского Афона – действительный член-академик Академии архитектурного наследия, известный в Самаре и далеко за ее пределами православный архитектор Юрий Иванович Харитонов. Свой путь в профессию он начинал в самарском «Военпроекте», прошел всю служебную лестницу от рядового служащего до главного архитектора города Самары, в настоящее время – руководитель Творческой мастерской архитектора Ю. Харитонова.

 Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь расположен в природной котловине на самом берегу Волги. Он представляет собой комплекс из отреставрированного храма Казанской иконы Божией Матери (1851 год), центральных врат со звонницей, гостиницы, конференц-зала, помещения администрации, покоев митрополита, братского корпуса, домовой церкви, трапезной с кухней. Сложный рельеф участка, активно используемый в композиции комплекса, значительные перепады высот, расположенные амфитеатром в сторону Волги корпуса, создают удобный обзор с разных уровней. В основу планировочного решения положен принцип функционального зонирования. Звонница с вратами разделяет комплекс на две зоны: гостевая зона с внутренним открытым двором, гостиницей, конференц-залом, церковной лавкой и монастырская зона с закрытым внутренним двором, братским корпусом, покоями митрополита, домовой церковью, трапезной, библиотекой. Главная композиционная ось соединяет центральные врата с храмом Казанской иконы Божией Матери, подчеркивая его значимость как главного храма монастыря (отправной точки) – храма, с которого началось создание монастыря. Эстетическая концепция проекта основывалась на подчинении новой застройки историческому контексту места строительства, что привело к необходимости выдержать ритм и композиционные особенности архитектуры монастырей (в частности монастырей Афона).


Игумен Аристарх: Миссия монастыря – стать духовным центром

26 декабря 2006 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области.

С этого момента началась жизнь нового мужского монастыря в Самарской епархии. Иеромонах Аристарх (Безлапов) был назначен наместником Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря. У него мы и поинтересовались во время нашего посещения Волжского Афона, как идет строительство и чем живет монастырь сегодня. 

Свято-Богородичный мужской монастырь назван в честь Казанской иконы Божией Матери по воздвигнутому в 1851 году храму. Появление этого монастырского комплекса – прежде всего огромная заслуга владыки Сергия и усердие его больших трудов. Шесть лет назад был заложен первый камень гостиничного корпуса. Сейчас он уже построен, идет подготовка по его сдаче в эксплуатацию. Также уже возведены остальные объекты монастырского комплекса, достраивается братский корпус, и примерно через месяц мы планируем в него переехать. В этом году откроем еще 2 храма: храм в честь преподобного Сергия Радонежского, который был освящен год назад, и братский храм в честь Святой Троицы. В этих храмах представлены два разных стиля росписи: в храме Сергия Радонежского более живописный стиль, в храме в честь Святой Троицы представлен канонический иконописный стиль. Сейчас в нем идет роспись, воздвигается мраморный иконостас.

Монастырь проектировался с оглядкой на Афонские монастыри, где сохранились традиции монашества с древних времен.

К сожалению, в советской России русские монашеские традиции были практически уничтожены: в современных монастырях почти нет старцев, не хватает опытных духовников. Поэтому сейчас в церкви находит поддержку идея наместников будущих монастырей отправлять сначала на Афон, чтобы они могли изучать традиции православных монастырей, а затем возрождать их на местах.

В Самарской епархии 5 мужских монастырей: в Самаре, в Тольятти, в Сызрани, в Подгорах и наш, в Винновке. Численность послушников везде небольшая — приблизительно 20 человек.

Миссия нашего монастыря — стать духовно-культурным, просветительским центром. В обители создана прекрасная библиотека, в актовом зале проводятся семинары для учителей, совещания с ректорами самарских вузов, заседания межвузовской кафедры теологии и истории религий, кафедры православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии. Есть идея при монастыре открыть летний детский оздоровительный лагерь, иконописную школу и мастерские. Но главное, что здесь, в Винновке, уже сейчас появилась обитель, где человеку дается возможность стяжать благодать Святого Духа и соединиться с Богом.

P.S. В подготовке публикации использовались материалы книги А. А. Солоницына «Маяк над Волгой».

Михаил Мощенко

«Миллион» №2 (24), сентябрь 2012 г.

строительство Тольятти, храм, Волжский, строительство, путешествие, горы06.02.2014, 2176 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Тема
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

АРХИВ ИЗДАНИЙ

АРХИВ ЖУРНАЛА МИЛЛИОНЕР
Яндекс.Метрика